Главная страница » Заболевания и уход » Речевая реабилитация после инсульта

Речевая реабилитация после инсульта

Виды расстройств речи при инсульте

При повреждении речевых центров у больного могут наблюдаться 2 вида расстройств – афазия и дизартрия. Афазия характеризуется нарушением воспроизводимой и понимаемой речи, причем как устной, так и письменной. У пациента может наблюдаться частичная афазия с нарушением произношения или понимания чужой речи на слух. А может развиваться тотальная афазия, при которой больной не может произнести внятно даже отдельные слова, не понимает, что ему говорят или показывают на картинках.

Дизартрия, по сути, является парезом мышц гортани, губ, языка, нижней челюсти. При дизартрии больной все понимает, может читать, писать, но испытывает сложности с произношением.

Лечение афазии в реабилитационном периоде инсульта

Начинать рекомендуется уже в первую неделю, когда больной еще находится на стационарном лечении. На этом этапе не нужно заставлять человека, перенесшего инсульт , произносить длинные, пространные предложения. С ним нужно как можно больше разговаривать, терпеливо выслушивать, что пытается сказать больной. Не нужно перебивать, подсказывать, торопить пациента. Важно всегда двигаться от простого к сложному. Методика восстановления речи при моторной афазии подразумевает такие этапы:

  • диалог с больным, где пациент в основном слушает, а ухаживающий рассказывает;
  • произношение больным отдельных слов, чаще названий предметов;
  • складывание в уме и произношение простых фраз, например, «хочу пить»;
  • пересказ прочитанного текста. Вначале берется очень простой детский текст, по мере наступления прогресса он усложняется;
  • рассказ-монолог по картинке или на заданную тему;
  • рассказ о прошедшем дне;
  • диалоги.

В период реабилитации можно применять компьютерные программы, помогающие в восстановлении речи. Больному полезно слушать аудиокниги и пытаться пересказать услышанное. Также не запрещено любое творчество – рисование, попытки пения и т.д.

При сенсорной афазии, когда у больного нарушено восприятие речи, с ним работают, как с ребенком, обучают заново сопоставлять предметы, выполнять действия по названиям. В качестве вспомогательных материалов используются детские кубики, картинки с подписями, иллюстрированные словари. Очень важно не отправлять больного в изоляцию. Для правильного и относительно быстрого восстановления очень важно часто и доброжелательно говорить с пациентом, обсуждать семейные или бытовые вопросы, рассказывать об интересных событиях за день.

Занятия логопеда по восстановлению речи после инсульта

Работу по коррекции речевых нарушений следует начинать сразу же после прохождения острого периода заболевания. Если в больнице есть логопед, занятия начинаются уже во время лечения. Однако нужно понимать, что только специалист, имеющий опыт работы с афазией, может определять тактику проведения занятий.

Логопед-афазиолог сможет точно установить вид нарушения речи и распланировать коррекционные мероприятия. На практике редко встречается явный и чистый вид нарушения, поэтому эффективное направление восстановительной работы определяется индивидуально с каждым пациентом.

В соответствии с состоянием больного и типом речевого нарушения составляется личный план занятий, однако основные принципы сохраняются в любом случае:

  • Наиболее важный период для коррекции речи после инсульта — первые полгода-год. Впоследствии пациент адаптируется к своему состоянию и регенеративные способности мозга снижаются. Хотя даже и через год и позже коррекция состояния речи вполне возможна при работе хорошего логопеда и поддержке родственников.
  • Занятия не должны перегружать больного. Первые уроки могут длиться не более 5-7 минут, впоследствии удлиняясь до получаса. При этом только специалист может оценить нагрузку и способность пациента заниматься.
  • В начале занятий логопед должен провести речевое растормаживание, для чего не требуется сложных упражнений. Важно найти эмоциональную составляющую, на которой пациент захочет выйти на диалог. Поэтому рекомендуется не менять логопеда в процессе работы, так как он уже хорошо знает пациента, тип его нарушения речи, особенности и склонности.
  • Несмотря на то что не следует перегружать пациента, все занятия должны идти от простого к сложному для того, чтобы не терялся прогресс.
  • Коррекционная работа ведется исключительно в комплексе с медикаментозным лечением, физиотерапией и прочими процедурами, назначенными лечащим врачом.
  • В логопедической работе хорошие результаты дает музыкотерапия, рисование, пение, облегчая пациенту возможность развития функций речи.
  • В занятия логопед включает упражнения на фонетическое восприятие речи, контроль звукопроизношения, развитие связной речи и функций высшей нервной деятельности.

Общие рекомендации

Для удачного восстановления больного после инсульта родственникам рекомендуется соблюдать следующие правила поведения:

  • постоянно давать человеку ощущение того, что он нужен, дорог, важен для вас;
  • поддерживать больного, демонстрировать уверенность в его скорейшем выздоровлении и желание помочь;
  • как можно чаще разговаривать с больным, вовлекая его в обсуждение семейной жизни;
  • включать любимую музыку пациента – она способствует пробуждению речевых импульсов, восстановлению речи после инсульта;
  • запастись терпением при выполнении упражнений, не выказывать раздражения при неудачах.

Реабилитация может проводиться в домашних условиях, но только после осмотра врачом, определения степени повреждений мозга и составления индивидуального плана лечения. Начинать проводить упражнения можно через неделю после перенесенного инсульта при условии, что состояние больного стабилизировалось. В противном случае речью можно заняться позднее, в течение двухмесячного периода после нарушения мозгового кровообращения.

Виды афазии

Для удачного восстановления речи после перенесенного инсульта необходимо определить тип афазии и вызываемые ею поражения органов и тканей человека.

  • Тотальная или полная. Как правило, наблюдается непосредственно после геморрагического или ишемического инсульта. В этом состоянии человек не узнает близких, не понимает обращенную к нему речь, не может говорить.
  • Моторная. Возможность говорить есть, но дикция становится нечеткой из-за проблем с мимикой. При этом человек мыслит, все понимает, его мозговые центры не нарушены, но он не может внятно отвечать из-за паралича лицевых мышц, языка.
  • Сенсорная. В результате нарушения центра Вернике, отвечающего за распознавание речи, больной не может понять родной язык и воспринимает его как незнакомый.
  • Амнестическая. Речь после инсульта есть, но пациент время от времени забывает слова, названия предметов.
  • Семантическая. Человек понимает только короткие и простые речевые конструкции, сам говорит короткими предложениями, не в силах понять длинных фраз.

В большинстве случаев упражнения для восстановления речи после инсульта приводят к возвращению речевых навыков, если и не в полном объеме, то в достаточном для общения. Но никто не даст гарантии, что процесс пойдет успешно. Это зависит от степени поражения мозга, условий, в которых оказался пострадавший, регенеративных способностей организма, решимости, воли к победе.

Для достижения оптимальных результатов важно правильно оценить состояние пациента и, исходя из него, назначить программу восстановления больного после инсульта. Чем раньше были начаты мероприятия, тем больше шансов, что человек заново овладеет утраченной речью. Процесс этот может занять немало времени, но если по прохождении пяти – десяти лет возможность общаться не вернулась, то вероятность успеха практически исчезает. Простые проблемы с речью у человека с афазией обычно уходят через три – шесть месяцев занятий и упражнений.

Прочитайте:  Пониженная концентрация гемоглобина в крови у женщин, причины, норма, симптомы, лечение

Прогнозы по возвращению речевых навыков

На ход реабилитации возможности говорить у инсультника влияет много факторов, поэтому однозначный прогноз дать невозможно. Результаты зависят от соблюдения указаний логопеда, настроя больного и его близких, обстановки вокруг пациента. Если адекватное лечение не проводилось, прогноз восстановления – примерно 15 процентов.

Также реабилитация зависит от тяжести перенесенного инсульта:

  • при тяжелой форме и соблюдении всех назначений вероятность полного возврата возможности возрастает до 55 процентов;
  • при средней тяжести – до 75 процентов;
  • при легком степени – до 90 процентов.

Еще один фактор, влияющий на успех, – тип афазии.

При моторной афазии прогноз наиболее благоприятен. При своевременно начатом лечении возможность разговаривать возвращается в полной мере в течение полугода. У людей пожилого возраста возможно сохранение незначительных нарушений: шепелявость, нечеткость в произношении некоторых звуков. Это связано с возрастным замедлением метаболизма, невозможностью полного «оживления» мимики.

Если состояние больного тяжелое, он не узнает родных, не ориентируется в пространстве, у него выявлена тотальная афазия, то проведение логопедических занятий становится невозможным. В этом случае потеря навыков общения может стать необратимой.

Амнестический и сенсорный типы афазии требуют долгой, непрерывной работы. Человека учат заново узнавать слова, предметы. Идет работа над артикуляцией. Вряд ли удастся вернуть речевые навыки в полном объеме: обычно словарный запас оказывается ограниченным, а способность к обучению существенно снижена.

Семантическая афазия вызывается поражением мозговых структур. Поэтому возможно лишь улучшить дикцию инсультника, но общаться он сможет только простыми фразами.

Другие способы вернуть речь после инсульта

Помимо традиционных методик хорошо зарекомендовали себя альтернативные способы, способствующие восстановлению речи, потерянной при геморрагическом или ишемическом инсульте.

Физиотерапия

Стимуляция мимических мышц, голосовых связок электрическими импульсами в комплексе с массажем может применяться при моторном типе афазии, чтобы способствовать восстановлению нормальной дикции.

Иглорефлексотерапия

Процедура так же назначается для коррекции моторной афазии при инсульте. Используется при восстановлении тонуса группы мышц, отвечающих за артикуляцию.

Лечение стволовыми клетками

Процедура пересадки стволовых клеток эффективно справляется с восстановлением речи после любых инсультов. Терапия проводится в амбулаторных условиях дважды с разницей в три месяца. Стволовые клетки регенерируют сосуды, устраняют бляшки, тромбы, позволяют строить новые клетки.

Функциональное биоуправление

Эта методика по восстановлению речевых функций предполагает визуальный контроль над речью, речевой мускулатурой. Если при инсульте возникло расстройство восприятия, применение метода не рекомендуется.

Хирургическое вмешательство

После проведения реваскуляризации улучшается кровоснабжение головного мозга, улучшается состояние нервных клеток. В случае неэффективности операции при серьезном инсульте назначается экстра-интракраниальный сосудистый микроанастомоз.

Музыкотерапия

В отдельных случаях повреждения мозга при инсульте таковы, что больной не может говорить, произносить отдельных слов, но у него получается петь. Тогда все занятия по восстановлению утраченной в ходе нарушения мозгового кровообращения речи следует проводить в форме песни.

Народные способы

При отсутствии противопоказаний от лечащего врача и невролога, для активации речевых способностей больного можно применять отвары, настои трав и растений:

  • калины,
  • земляники,
  • шиповника,
  • можжевельника,
  • сосновых шишек,
  • чабреца,
  • подорожника,
  • зверобоя,
  • шалфея,
  • календулы.

Их можно заваривать отдельно или в виде комплексных чаев, например, из земляники, очанки, скорлупы грецкого ореха. Или шиповника, репешка, календулы.

Особенно рекомендуется отвар шалфея: по четыре глотка до пяти раз в сутки.

Виды речевых нарушений

Афазия

У более трети людей, перенесших инсульт, наблюдается афазия. Больной утрачивает способность произносить слова и/или теряет понимание обращенной к нему речи при сохранении слуха.

Афазия обычно сопровождается нарушением других, связанных с речью функций, – письма (аграфия) и чтения (алексия).

Начинается лечение афазии после инсульта с медикаментозной терапии. Назначаются препараты, восстанавливающие и поддерживающие обмен веществ и кровоток в нейронах.

Упражнения с логопедом начинаются уже в острых период инсульта, когда общее состояние человека стабилизировалось и появился контакт с врачом.

Вероятность восстановления тем выше, чем чаще и дольше больной выполняет упражнения. При этом главную роль играет не сложность упражнений, а частота и длительность занятий.

Дизартрия

Для этого расстройства речи характерно нарушение правильной артикуляции, затруднения в произношении звуков речи, в результате чего речь теряет членораздельность и внятность или становится растянутой, замедленной, прерывистой. При этом остается понимание речи окружающих, чтения и письма.

Внутренняя речь (способность вести с говорящим немой диалог) при этом сохраняется. То есть больной может ответить на заданный вопрос, но ответить либо про себя, либо в письменном виде.

В отличии от афазии, при дизартрии расстройство речи вызывает ограниченная подвижность органов речи (мягкого неба, языка, губ).

Комплекс упражнений для восстановления функции языка

  1. Открыть рот. Губы растянуть в улыбке. Удерживать язык широким и расслабленным в полости рта под счет до 5–10. Следить, чтобы язык не сужался, а его кончик касался нижних зубов.
  2. Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. Высовывать язык изо рта лопатой (придать ему плоскую широкую форму), чтобы боковыми краями он касался уголков рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать под счет до 5–10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, язык не высовывался далеко. Если долго не удается придать языку нужную форму, то можно:
    а) произносить с вялым языком «пя-пя-пя, бя-бя-бя»;
    б) на растянутый между губами язык выдыхать воздух и нараспев тянуть звук «и-и-и».
  3. Губы в улыбке. Для расслабления языка покусывать его по всей поверхности, постепенно высовывая и снова втягивая. Покусывания должны быть легкими.
  4. Широкий язык с силой протискивать между зубами наружу так, чтобы верхние резцы скоблили по спинке языка. Губы в улыбке.
  5. Рот открыт. Зубы оскалить. Высовывать язык наружу «иголочкой» – языку придается возможно более заостренная форма. Следить, чтобы кончик языка не загибался. Если это движение долго не получается, то можно:
    а) вытянуть язык между зубами или губами, сжимая его губами с боков;
    б) тянуться языком к отодвигаемому от него пальцу или карандашу;
    в) сильно вытягивать язык вперед, вправо, влево и, когда в углу рта он суживается, осторожно отводить его к средней линии рта и фиксировать в таком положении.
  6. Рот открыт. Губы в улыбке. Поочередно высовывать широкий и узкий язык «лопатой», «жалом», «иголочкой». Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны.
  7. Рот открыт. Губы в улыбке. Высунутый язык делать попеременно широко распластанным, «лопатой» и узким – «жалом», «иголочкой». Следить, чтобы губы оставались неподвижными.
  8. Делать такие же движения языком, но внутри полости рта, кончик языка упирается то в верхние, то в нижние зубы. Рот открыт. Губы в улыбке, следить, чтобы они оставались неподвижными.
  9. Рот широко открыть, зубы оскалить. Высовывать широкий язык как можно дальше изо рта, а затем втягивать его как можно глубже в рот, чтобы образовался лишь мышечный комок, кончик языка становится незаметным. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
  10. Рот открыт. Губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы кончик языка касался уголков рта. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, язык не скользил по нижней губе и зубам.
  11. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого, стараясь доводить кончик до верхнего внешнего края губы. Следить, чтобы губы не натягивались на язык, язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, нижняя челюсть не двигалась.
  12. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать нижнюю губу из стороны в сторону. Кончик языка загибать до внешнего края губы. Следить, чтобы губы не натягивались на язык, язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась.
  13. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизывать губы, делая движения по кругу. Следить, чтобы губы не натягивались на язык, язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, нижняя челюсть не двигалась.
  14. Рот закрыт. Облизывать зубы под верхней губой из стороны в сторону, постепенно загибая кончик языка все больше. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы сомкнуты.
  15. Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней губой из стороны в сторону, постепенно загибая кончик языка все больше. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы сомкнуты.
  16. Рот закрыт. Облизывать зубы под губами по кругу, загибая кончик языка как можно больше. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы сомкнуты.
  17. Рот открыт. Облизывать зубы под верхней губой, кончик языка заворачивая как можно больше. Следить, чтобы рот был закрыт, нижняя челюсть не двигалась.
  18. Рот открыт. Облизывать нижние зубы под губой, как можно больше заворачивая кончик языка. Следить, чтобы рот был закрыт, нижняя челюсть не двигалась.
  19. Рот открыт. Облизывать зубы под губами, выполняя движение по кругу, как можно больше загибая язык. Следить, чтобы рот не закрывался, нижняя челюсть не двигалась.
  20. Рот закрыт. Напряженный язык кончиком упирается то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
  21. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженный язык упирается то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались.
  22. Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает движения вверх-вниз. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
  23. Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу от крайнего коренного с одной стороны до крайнего коренного с другой. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
  24. Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по нижним зубам, прикасаясь к каждому зубу, от крайнего коренного с одной стороны до крайнего коренного с другой стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
  25. Переворачивать во рту кубики из сухих хлебных корок, горох и т. п.
Прочитайте:  Сахарный старческий диабет - особенности болезни. Уход за престарелыми больными сахарным диабетом

Как восстановиться после инсульта в домашних условиях

Если больной не говорит, с ним необходимо разработать систему условных знаков или звуков. Возможно, разных на случай различных потребностей, но подчас допустимо обойтись только сигналами «да» и «нет». Например, для совсем невладеющих мышцами лица больных самым распространенным вариантом является моргание как «да» и закрытые глаза как «нет».

Правила общения с больными, страдающими расстройством речи

Каждому больному требуется индивидуализированный подход. Приемы, которые помогают быстрейшему восстановлению речи у одного больного, не всегда могут быть использованы в той же последовательности и в той же системе при работе с другими, похожими на него больными.

Как правило, упражнения, подобранные логопедом в начале восстановительного цикла, носят неречевой характер. Это складывание пазлов, рисование, конструирование фигур с помощью кубиков. Подойдет игра в карты, домино, лото. На следующих этапах пациентам дают задания совместить картинку и подпись к ней. Восстановление навыков письма проводят с помощью записи под диктовку слов и цифр.

Занятия с логопедом должны проводиться в тишине. Посторонние шумы, работающий телевизор или радио мешают пациенту с нарушенной речью гораздо больше, чем здоровому человеку.

  • Больше разговаривайте в его присутствии. Он обязательно должен участвовать в общих беседах, это ускоряет выздоровление и улучшает эмоциональный фон.
  • Занятия с логопедом надо проводить как можно раньше с момента выявления нарушений речи. Наиболее продуктивны первые три недели от момента заболевания. Затем компенсаторные возможности организма постепенно уменьшаются.
  • Старайтесь обращаться к больному с короткими и четкими фразами.
  • Когда беседуете с больным, говорите медленно, хорошо выговаривая слова.
  • Не повышайте голос при общении с больным и не сюсюкайте. Афазия – это не глухота и не слабоумие.
  • Задавайте на первых порах такие вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».
  • Старайтесь не прерывать больного – путь выскажет свою мысль до конца, даже если это получается не так быстро, как хотелось бы.

Окружающие больного люди должны понимать, что на интеллекте афазия никак не сказывается. Не следует относиться к нему как к психически больному иначе у больного может развиться депрессия. Расстройство речи связано с речевым аппаратом.

Уважаемые читатели, статьи носят ознакомительный характер. Перед применением рекомендаций необходимо проконсультироваться с врачом.

Инсульт: восстановление речи. Упражнения

Пациентов с диагнозом афазия и нарушениями речи волнуют вопросы: возможно ли ее восстановление после инсульта в полном объеме и сколько на это потребуется времени?

Прежде всего, необходимо принимать во внимание необратимость процесса разрушения клеток мозга. Чтобы вернуть пациенту способность говорить, специалистам потребуется подобрать такие средства восстановления после инсульта, которые помогут переключить речевые функции на ближайшие не затронутые болезнью участки мозга. А сроки зависят, в том числе, и от высокой инертности клеток мозга – ведь необходимо переключить их на несвойственные им функции

Разработано множество методик восстановления речи после инсульта, которые могут ускорить этот процесс — речевая, мелодичная, визуальная, художественная и т.д. Эти логопедические методы применяются наряду с медикаментозной терапией – пациенту назначают препараты, способные подтолкнуть процессы образования новых нейронных связей.

Метод интонационной (мелодичной) терапии основан на «пении». Пациенту предлагается петь слова, которые не удается отчетливо произнести. Визуальная терапия использует возможность формирования ассоциаций между словами, обозначающими предмет, и их визуальным изображением.

Самая распространенная методика лечения афазии — речевая (логопедическая) терапия. Занятия по методике проводятся с логопедом-афазиологом и включаются в курс интенсивной реабилитации больных после инсульта в той мере, в которой это необходимо конкретному пациенту.

Упражнения для восстановления речи после инсульта начинаются с комплекса, который призван постепенно восстановить у пациента навыки владения артикуляционным аппаратом. Это может быть произнесение отдельных звуков, слогов или слов, проговаривание скороговорок. Упражнения выполняются с логопедом, а результаты закрепляются самостоятельно в свободное от занятий время. Чем интенсивнее занятия, тем больше вероятность восстановления.

Источники
  • https://dom-prestarelyh-Ramenskoe.ru/diagnozy/insult-ateroskleroz/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta.html
  • http://karkusha.su/zanyatiya-logopeda-posle-insulta-na-domu/
  • https://pansionat-tulskij-dedushka.ru/uprazhneniya-po-vosstanovleniyu-rechi-posle-insulta-v-domashnih-usloviyah/
  • https://logo-veda.ru/
  • https://peredelkinokardio.ru/articles/insult/insult-vosstanovlenie-rechi/
  • https://sputnik-komarovo.ru/reabilitatsionnyy-tsentr/stati/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta/
[свернуть]

Редактор текста

Елена Викторовна

Сестра-сиделка для пожилых людей

Опыт работы с пожилыми людьми 16 лет

Вам также может понравиться

Меню